Зажигание, выключатель, катушка, распределитель, свечи
катушки зажигания к распределителю и к массе. Лам­почка горит - контактьг разомкнуты, лампочка не горит - контакты замкнуты, ток идет через них.
5. Момент Зажигания. Вращаем КВ, лампочка подключе­на, зажигание включено (в КПП «нейтраль»). В момент заго­рания лампочки смотрим положение нижних меток, если метки на шкиве нет, значит поршень около ВМТ во 2-м и 3-м цилиндрах. При следующем загорании будет ВМТ в 3-м и 4-м. Проще ориентироваться по ротору распределителя, перед тем как снять крышку распределителя, запомните положение электродов. Первоначальный установочный угол опережения зажигания 5-7°, это означает, что лампочка должна заго­раться между первой и второй короткими метками на крышке (~7,5°) или против второй метки (5°). Изменяем угол опере­жения зажигания вращением корпуса распределителя, иногда из-за неосторожного поворота не удается отрегулировать угол. Как правило, это связано с тем, что распределитель повернут был на слишком большой угол. Поэтому при уста­новке зажигания необходимо контролировать положение кулачка и пластмассового упора подвижного контакта. Упор должен быть перед выступом.
При помощи стробоскопа и диаграмм можно прове­рить работу центробежных и косвенно вакуумных (если они есть) автоматов опережения зажигания. Работа вакуумного автомата проверяется перегибом шланга. Центробежный регулятор опережения зажигания, изменяет
угол на 30° ± 2°, вакуумный только на 12° ± 2°. При совмест­ном действии обоих регуляторов диаграмма практически отличается только «изгибом» - корректируется угол в зависимости от нагрузки. Контроль правильности уста­новки момента зажигания и соответствие его залитому бен­зину и регулировке карбюратора определяется при движении на 4-й передаче (двигатель прогрет) со скоростью 45- 50 км/час путем резкого нажимания на «газ», при этом должна быть легкая детонация 2-4 с, детонация пропадает при раз­гоне более 50 км/час.
6. Свечи. Зазор 0,5-0,6 мм, в бесконтактно-транзистор­ных системах зажигания - 0,7-0,8 мм. Нагар светло-коричне­вый - нормальный, не удаляют. Лучшие в мире свечи «абсо­лютно» надежны до 15 000 км. Наши свечи рекомендовали использовать на моделях 01-07 до 30 000 км. Чем более фор­сирован двигатель и чем более он экономичен, тем большую роль играет свеча. Свеча работает плохо - цилиндр не только исключается из работы, но и превращается в эффективный тормоз. Поэтому свечи на моделях 08, 09 рекомендуют менять через 15 000 км, иначе может стать проблемой и заводка двига­теля.
Рекомендуется в случае затрудненного запуска проконтро­лировать величину искрового зазора. Зазор меньше нормы - искра маломощная, малейшее отклонение состава бензовоз-душной смеси от нормы - и такой искрой смесь не зажечь. Зазор больше нормы - между электродами вообще может не оказаться искры в результате «пробоя» высоковольтной цепи, в частности, искра может «стечь» по нагару (шунтирование электродов).
«Прогар»: а) в роторе (может сгореть и сопротивление); б) в крышке от центрального электрода к боковому (вну­три) - «прогар» может действовать только при конденсации влаги, во время дождя, после хорошей мойки; в) в катушке зажигания у входа - проложить шланг к расширительному бачку под проводом, в крышке и катушке обеспечить плотный контакт наконечников проводов с гнездами; г) в наконечнике 4-й свечи - пробой на выступ головки блока.
Провода   высокого   напряжения  в  темноте   светятся  - можно заметить «утечку».
Распределители для двигателей с ходом поршня 80 мм - «длинные», с ходом 66 мм - «короткие».
Полностью взаимозаменяемые «короткие» распределители Р-125 и 30.3706-83, с ручными октан-корректорами. «Корот­кий» распределитель 30.3706-01 полностью аналогичен 30.3706-83, но имеет вакуумный регулятор. «Короткий» рас­пределитель 38.3706 не имеет контактов прерывателя (датчик-распределитель), но также с вакуумным регулятором. «Длин­ные» распределители 30.3706 и 30.3706-02 для двигателей 2103, 2106 отличаются только тем, что у 30.3706-02 (а/м 2121 «Нива») добавлен штеккерный разъем для провода, идущего от катушки зажигания (у остальных крепление гайкой).
По статистике на систему зажигания приходится 40% отка­зов карбюраторного двигателя. В 80% случаев повышенный, на 5-6%, расход топлива связан с системой зажигания.
Если на электродах крышки распределителя зажигания появилась искровая выработка, можно сместить место про­скока искры вверх или вниз следующим образом: а) припод­нять ротор (бегунок), подложив под него шайбы толщиной 1- 1,5 мм (иногда кладут полиэтиленовую пленку в несколько слоев для предупреждения прогара ротора); б) на контакт (можно и в прорезь под контакт) ротора припаять пластинку латунную (бронзовую, медную) толщиной 1-1,5 мм, шириной 3-4 мм, длина по пластине ротора (до заклепки). Пластинка должна «свешиваться» примерно на 1 мм с ротора, излишек свеса обрабатываем по радиусу, оставляя минимальный зазор между контактом ротора и электродами крышки (контроль при помощи «срезанной» крышки.
Далее
Назад